ПОЯВЛЕНИЕ КАЗАКОВ
Составной частью пограничных сил Московского
государства XV - XVII вв. выступали не только
дворяне и "дети боярские", но и
городовые казаки. В отличие от казачьих общин,
автохтонно возникших на Дону, Волге, Яике
и Тереке, казаки, привлекавшиеся к государственной
службе, фигурировали в истории как городовые,
беломестные или поместные. Можно с уверенностью
утверждать, что среди расшеватских первопоселенцев
оказались и те, предки которых происходили
из городового казачества. Благодаря уцелевшей
"ревизской сказке" 1811г. известно,
что в числе первых в Расшеватке оказались
однодворческие семьи Матвея Орехова, Герасима
Кульнева, Василия Дронова из с.Семилуки Воронежского
уезда одноименной губернии, Евсея Шульгина,
Климона Аверина, Наума Зубкова из с.Подклетного,
Климона, Дорофея и Федора Момотовых, Филиппа
Луковкина, Никифора Черницына, Ивана Застрожного
и других из с.Девицы того же уезда и губернии.
В то же время, как явствует из исследования
В.П. Загоровского, села Девица и Семилуки
существовали уже в начале XVII в. и были
населены казаками, занимавшимися разведкой
или станичной службой, сопровождением различных
лиц, несением сторожевых обязанностей.Столь
же давним по времени основания было с.Подклетное
близ Дона, занятое "...детьми боярскими
и казаками и первоначально называвшееся слободою,
...в половине XVII века в нем была деревянная
церковь во имя Казанской Божией Матери...".
Согласно сведениям за 1678 г., в с.Подклетном
имелся 41 двор полковых казаков.
Первые упоминания о городовых казаках относятся
ко времени правления московского князя Василия
III Темного (1415 - 1462 гг.).Тогда, в частности,
рязанские казаки приняли участие в битве
с татарским царевичем Мустафой в 1444 г.
Несомненно, что старейшие локальные группы
городового казачества сложились в районах
Путивля, Рыльска, Рязани, т.е. в давних пограничных
местах Московского государства. По замечанию
Н.М. Карамзина, "область рязанская,
наиболее подверженная нападению ордынских
хищников, имела и более нужды в таких защитниках".
В казачью службу "...набирались вольные
люди из всех сословий, они получали за сию
службу определенное количество земли по статьям,
кто в которую годен, освобождались со своими
семействами от всех податей, а иногда награждались
и денежным жалованием, вооружение и лошадей
должны были иметь на свой счет". Мотивы,
заставлявшие вступать в казачьи ряды, могли
быть продиктованы, по выражению Н.М. Карамзина,
как "...некоторыми особенными гражданскими
выгодами может быть, освобождением от всяких
податей", так и "...прелестию добычи
воинской".
Во второй половине XVI в. подразделения городовых
казаков об-наруживаются не только в Путивле,
Рыльске и Рязани, но и в Новосили, Данкове,
Епифани, Шацке, Ряжске, Орле, Алатыре и прочих
порубежных местах, причем за службу они жалуются
как деньгами, так и поместьями. Так же, как
и у "детей боярских", служба городовых
казаков контролировалась царской администрацией.
Известно, например, что в 1574 г. во все
пограничные города Московии были посланы
писцы, задачей которых являлось "...пересмотреть
всех казаков на лицо с конями и со всею их
службою; которые казаки собою худы или бесконны
и в сторожевую службу их не будет, тех от
сторожевой службы отставить и служить им
казачью рядовую службу и поместной им придачи
не придавать (т.е. дополнительной земли не
жаловать. - В.К.), а на их место прибрать
из рядовых казаков добрых и конных".Таким
образом, в зависимости от материального положения
городовые казаки несли конную и пешую службу,
но при этом станичные или сторожевые обязанности
(конная разведка) ценились выше, соответственно,
за этот род военной деятельности давалось
больше земли и денежного жалованья.
В работах, относящихся к истории организации
военных сил Московского государства второй
половины XVI в., подчеркивается достаточно
тяжелая боевая нагрузка, ложившаяся на плечи
городового казачества. Разведывательные рейды
казаков часто носили длительный и рискованный
характер. Станичные разъезды из Путивля,
например, направлялись к верховьям Тора по
Миусу, Самаре и Орели к Днепру (т.е. на территорию
современных Днепропетровской, Донецкой и
Луганской областей Украины), из тульских
крепостей казаки направлялись ко Мже и Коломаку
на Муравский шлях (т.е. на территории нынешних
Харьковской и Полтавской областей Украины),
рязанские станицы ходили к Северскому Донцу,
а мещерские - вниз по Дону до Волжской переволоки.
Самое деятельное участие городовые казаки
принимали в обороне различных порубежных
крепостей. Так, в частности, среди защитников
Курска, отбивавших натиски ногайцев, крымских
татар, Черкасов, подвластных польской короне,
в 1612, 1614, 1622, 1623 и прочих годах,
помимо "детей боярских" и стельцов
постоянно фигурировали городовые казаки.
Присутствие казаков из пограничных мест фиксируется
и в различных внешних военных кампаниях России.
Известно, что рязанские и мещерские казаки
привлекались к действиям Ливонской войны
1558 -1583 гг., разворачивавшимся в Прибалтике,
в войнах с Польшей в XVII в. также задействовались
подразделения городового казачества.
По своим выполяемым функциям окраинные (украинные)
"дети боярские" и казаки мало чем
отличались друг от друга, тем не менее до
последней четверти XVII в. разница между
"сыном боярским" и казаком оставалась
довольно существенной. "Сын боярский"
имел наследственный военный статус, был служилым
человеком "по отечеству", его служба
носила постоянный характер, и он мог продвигаться
по служебной лестнице, например, превратиться
из городового в дворового "сына боярского".
Казак, будучи представителем "приборного
чина" (в казачью службу прибирались
(набирались) различные по происхождению люди,
но, как правило, лично свободные), имел соответственно
более "демократическую" родословную,
и его служба могла носить временный характер.