[ Основная страница]

ПОЯВЛЕНИЕ КАЗАКОВ


Составной частью пограничных сил Московского государства XV - XVII вв. выступали не только дворяне и "дети боярские", но и городовые казаки. В отличие от казачьих общин, автохтонно возникших на Дону, Волге, Яике и Тереке, казаки, привлекавшиеся к государственной службе, фигурировали в истории как городовые, беломестные или поместные. Можно с уверенностью утверждать, что среди расшеватских первопоселенцев оказались и те, предки которых происходили из городового казачества. Благодаря уцелевшей "ревизской сказке" 1811г. известно, что в числе первых в Расшеватке оказались однодворческие семьи Матвея Орехова, Герасима Кульнева, Василия Дронова из с.Семилуки Воронежского уезда одноименной губернии, Евсея Шульгина, Климона Аверина, Наума Зубкова из с.Подклетного, Климона, Дорофея и Федора Момотовых, Филиппа Луковкина, Никифора Черницына, Ивана Застрожного и других из с.Девицы того же уезда и губернии. В то же время, как явствует из исследования В.П. Загоровского, села Девица и Семилуки существовали уже в начале XVII в. и были населены казаками, занимавшимися разведкой или станичной службой, сопровождением различных лиц, несением сторожевых обязанностей.Столь же давним по времени основания было с.Подклетное близ Дона, занятое "...детьми боярскими и казаками и первоначально называвшееся слободою, ...в половине XVII века в нем была деревянная церковь во имя Казанской Божией Матери...". Согласно сведениям за 1678 г., в с.Подклетном имелся 41 двор полковых казаков.
Первые упоминания о городовых казаках относятся ко времени правления московского князя Василия III Темного (1415 - 1462 гг.).Тогда, в частности, рязанские казаки приняли участие в битве с татарским царевичем Мустафой в 1444 г.
Несомненно, что старейшие локальные группы городового казачества сложились в районах Путивля, Рыльска, Рязани, т.е. в давних пограничных местах Московского государства. По замечанию Н.М. Карамзина, "область рязанская, наиболее подверженная нападению ордынских хищников, имела и более нужды в таких защитниках". В казачью службу "...набирались вольные люди из всех сословий, они получали за сию службу определенное количество земли по статьям, кто в которую годен, освобождались со своими семействами от всех податей, а иногда награждались и денежным жалованием, вооружение и лошадей должны были иметь на свой счет". Мотивы, заставлявшие вступать в казачьи ряды, могли быть продиктованы, по выражению Н.М. Карамзина, как "...некоторыми особенными гражданскими выгодами может быть, освобождением от всяких податей", так и "...прелестию добычи воинской".
Во второй половине XVI в. подразделения городовых казаков об-наруживаются не только в Путивле, Рыльске и Рязани, но и в Новосили, Данкове, Епифани, Шацке, Ряжске, Орле, Алатыре и прочих порубежных местах, причем за службу они жалуются как деньгами, так и поместьями. Так же, как и у "детей боярских", служба городовых казаков контролировалась царской администрацией. Известно, например, что в 1574 г. во все пограничные города Московии были посланы писцы, задачей которых являлось "...пересмотреть всех казаков на лицо с конями и со всею их службою; которые казаки собою худы или бесконны и в сторожевую службу их не будет, тех от сторожевой службы отставить и служить им казачью рядовую службу и поместной им придачи не придавать (т.е. дополнительной земли не жаловать. - В.К.), а на их место прибрать из рядовых казаков добрых и конных".Таким образом, в зависимости от материального положения городовые казаки несли конную и пешую службу, но при этом станичные или сторожевые обязанности (конная разведка) ценились выше, соответственно, за этот род военной деятельности давалось больше земли и денежного жалованья.
В работах, относящихся к истории организации военных сил Московского государства второй половины XVI в., подчеркивается достаточно тяжелая боевая нагрузка, ложившаяся на плечи городового казачества. Разведывательные рейды казаков часто носили длительный и рискованный характер. Станичные разъезды из Путивля, например, направлялись к верховьям Тора по Миусу, Самаре и Орели к Днепру (т.е. на территорию современных Днепропетровской, Донецкой и Луганской областей Украины), из тульских крепостей казаки направлялись ко Мже и Коломаку на Муравский шлях (т.е. на территории нынешних Харьковской и Полтавской областей Украины), рязанские станицы ходили к Северскому Донцу, а мещерские - вниз по Дону до Волжской переволоки.
Самое деятельное участие городовые казаки принимали в обороне различных порубежных крепостей. Так, в частности, среди защитников Курска, отбивавших натиски ногайцев, крымских татар, Черкасов, подвластных польской короне, в 1612, 1614, 1622, 1623 и прочих годах, помимо "детей боярских" и стельцов постоянно фигурировали городовые казаки. Присутствие казаков из пограничных мест фиксируется и в различных внешних военных кампаниях России. Известно, что рязанские и мещерские казаки привлекались к действиям Ливонской войны 1558 -1583 гг., разворачивавшимся в Прибалтике, в войнах с Польшей в XVII в. также задействовались подразделения городового казачества.
По своим выполяемым функциям окраинные (украинные) "дети боярские" и казаки мало чем отличались друг от друга, тем не менее до последней четверти XVII в. разница между "сыном боярским" и казаком оставалась довольно существенной. "Сын боярский" имел наследственный военный статус, был служилым человеком "по отечеству", его служба носила постоянный характер, и он мог продвигаться по служебной лестнице, например, превратиться из городового в дворового "сына боярского". Казак, будучи представителем "приборного чина" (в казачью службу прибирались (набирались) различные по происхождению люди, но, как правило, лично свободные), имел соответственно более "демократическую" родословную, и его служба могла носить временный характер.


[ Основная страница]

Hosted by uCoz