[ Основная страница]

ИСТОКИ: ОТ БЫВШИХ СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ГОСУДАРСТВА МОСКОВСКОГО


Характерной особенностью региональной краеведческой литературы стала манера описывать историю собственно исследуемого населенного пункта, но не людей, его населявших. Авторы, работавшие в русле локальной истории, как правило, приоритет отдавали вопросам о времени поселения или названия того или иного города, села, станицы и т.д. В отношении же происхождения самих поселенцев предпочиталось использование устоявшихся не столько исторических, сколько идеологических штампов.
Так, в уже упоминавшейся исторической повести И.З. Кожевникова-Степного "Первые грозы" автор вполне однозначно определяет расшеватских первопоселенцев как "...беглых мужиков (т.е. крепостных крестьян. - В.К.) из Воронежской и Пензенской губерний". Но так ли это было на самом деле, и в действительности ли именно беглые крепостные стояли у истоков основания Расшеватки, а заодно, следуя за столь излюбленным советскими историками тезисом, и прочих населенных пунктов Северного Кавказа и южных окраин России?
Представители дореволюционной исторической кубанской школы имели на этот счет иное мнение. В известной работе видного кавказоведа Е.Д. Фелицына о заселении Кубанской области прямо говорится, что станица (а первоначально - селение) Расшеватская, как, впрочем, и целый ряд других линейных станиц, была поселена "из однодворцев". Аналогичная точка зрения прослеживается в хронологическом указателе одного из первых библиографов Кубани, B.C. Шамрая, где также подчеркивается, что селение Расшеватское населено "на Кавказской линии из однодворцев" в 1801 г. в числе 476 душ мужского пола". При этом важно отметить, что хронологические сведения о времени основания многих станиц B.C. Шамрай черпал из столь авторитетного источника, как Полное собрание законов Российской Империи. Взгляды маститых исследователей прошлого находят свое подтверждение и в документальных материалах, извлеченных из различных архивных хранилищ, которые подают расшеватских первопоселенцев исключительно как однодворцев.
Даже столь незначительный историографический экскурс вызывает вопрос: кто же скрывается за этим малопонятным для современного читателя термином? В недавно увидевших свет исторических изданиях можно натолкнуться на следующую трактовку данного понятия: "Однодворцы - лично свободные, платившие подати землепашцы, в основном потомки стрельцов и других служилых людей по прибору". Предлагается и несколько иная, современная формулировка, в которой говорится, что однодворцы - это категория государственных крестьян (до 1866 г.), потомки служилых людей "по прибору". До 1840 г. имели право владеть крепостными. Впрочем, последнее определение вряд ли можно назвать окончательным, ибо некоторые и советские, и современные авторы склонны не смешивать однодворцев с остальным государственным крестьянством в силу специфики их происхождения и даже некоторых субэтнических черт.
На наш взгляд, наиболее точно и полно суть понятия "однодворцы" была определена сенатором, петербургским общественным дея-телем середины XIX века Я.А. Соловьевым. В своей значительной по объему и глубине мысли работе об однодворцах, помещенной в журнале "Отечественные записки", он дал им следующую дефиницию:
"Происходят они из прежних служилых людей разных чинов, именно: детей боярских, казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщиков, воротников, засечных сторожей, сверх того встречаются чины кузнецов, плотников, каменщиков...". Здесь же Я.А. Соловьев подчеркивал, что основная масса однодворцев проживала в Курской, Воронежской, Тамбовской, Орловской, Рязанской, Харьковской, Тульской, а также нескольких смежных с вышеуказанными губерниях, "...но в самом незначительном числе".


[ Основная страница]

Hosted by uCoz