Появление первой школы
Более полувека с момента основания в Расшеватке
не существовало собственной школы, и основы
грамоты юные жители могли получить либо в
домашних условиях, либо на стороне. Так,
например, в деле за 1839 г. указывается,
что грамоте обучаются 12 расшеватских малолетков.
Положение несколько изменилось после открытия
в соседней ст.Новоалександровской училища
1-го Кубанского полка, причем по одним данным
это произошло в 1845 г., в других же источниках
фигурирует 1850 г. К 1 января 1855 г. в Новоалександровском
училище обучались двое обер-офицерских детей
и 39 казачьих, чего для 4-х станиц, 3 из
которых имели большое народонаселение (Расшеват-ская,
Успенская и Новотроицкая) было явно недостаточно.
Поэтому 1 сентября 1857 г. в Расшеватке открыли
собственную школу, разместившуюся в деревянном
помещении, куда в первый год зачислили 38
учеников (двое детей обер-офицеров и 36 казачьих).
В последующие годы количество занимавшихся
в ней детей оставалось стабильным, и как
явствует из различных источников, в 1858,
1867 и 1870 гг. оно не превышало 40 человек,
а все уроки проводил один учитель.
О том, как в описываемый период протекала хозяйственная, социальная и культурная жизнь станицы, можно узнать из статей и заметок К.Т. Живило - человека, сыгравшего определенно важную роль в истории Расшеватки. Видный общественный деятель Кубани Кирилл Трофимович Живило родился 30 января 1854 г. в обычной казачьей семье ст.Переяславской, относившейся тогда к Черноморскому войску. Рано лишившись родителей, он остался на попечении родственников, проживавших в г.Екатеринодаре. Окончив церковноприходскую школу, 10-летний Кирилл Живило был определен на действительную военную службу - в войсковой певческий хор. Когда ему исполнилось 15 лет, получил чин урядника, однако вскоре его карьера певца прервалась из-за того, что пропал голос. Юный Живило не стал отчаиваться и поступил на открывшиеся при войсковой больнице в г.Ека-теринодаре курсы по подготовке среднего медицинского персонала -оспопрививателей, которые и окончил, выдержав экзамен.
Фельдшерская стезя все же мало привлекала Кирилла, и поэтому он уехал в ст.Ладожскую, где в январе 1871 г. открылась первая на Кубани учительская семинария. Через три года по ее окончании К. Живило получает звание народного учителя и приступает к практической деятельности. Первоначально он преподает в Григориполисском станичном училище, а затем, к началу 80-х гг. XIX в., судьба забрасывает его в Расшеватку.
Здесь на педагогической ниве раскрываются подлинные таланты К.Т. Живило. При его непосредственном участии начальная школа, устроенная в 1857 г., преобразуется в 2-классное училище, что сразу же позволило в несколько раз увеличить количество учащихся (например, в 1881 г. обучалось 35 учеников, а в 1884 г. их стало уже 136). При училище К.Т. Живило организует две библиотеки: ученическую и учительскую, каждая из которых располагала соответственно 350 и 495 книгами на разные темы. Благодаря его же заботам приобретаются исторические и географические карты, глобусы, различные модели, картины. В целях поднятия образовательного уровня в станице Кирилл Трофимович ввел занятия-беседы, уроки рисования и пения, а также увлекательные чтения с “волшебным фонарем”. Усилиями энергичного учителя при школе были собраны две коллекции чучел различных птиц и животных (около 200 экземпляров) и минералов (до 500 экземпляров).
Деятельность К.Т. Живило не ограничивалась только школьными стенами. По мере сил и возможностей он старался помочь всей станице. Так, например, весьма насущным для всех расшеватцев оставался вопрос о дележе покосов, из-за чего ежегодно происходила масса ссор и драк. В 1884 г. К.Т. Живило с помощью сделанной им ручной астролябии и своих учеников настолько удачно разделил покосы, что общество в благодарность за это приобрело для школы “мензулу (землемерный столик с отвесом и компасом. - В.К.) со всеми принадлежностями”. 6 К услугам преподавателя расшеватское общество обращалось и в последующие годы. Известно, что в 1887 г. К.Т. Живило разделил 20.000 десятин юртовой земли на индивидуальные паи, сэкономив при этом немалые станичные средства, ибо за свою работу приезжие землемеры требовали больших денег.' Весьма показательно, что землемерному делу К.Т. Живило старался обучать и
старших школьников.
Кипучая деятельность учителя затронула и такую сферу, как “озеленение” Расшеватки. Вот как описал ее современный кубанский краевед В.П. Бардадым: “Со своими помощниками - учениками, которым К.Т. Живило успел привить любовь к природе, он отыскивает на краю Расшеватки ничейный участок земли (свыше десятины), куда станичники свозили навоз, и просит станичное общество уступить его под посадку деревьев. “Сад! - смеялись старики, - да тут одне печерицы (т.е. грибы. - В.Б.) могут расти!”. И были немало изумлены, когда Живило посадил фруктовые деревья. Вскоре на пустыре зашумел листвой зеленый живой островок. Станичники только покачали головами: “Ну и ну! Ой да наш учитель!”. Живило разбивал сады во всех уголках станицы, где только было можно, сам сажал саженцы, прививал и учил других. И через десять лет , как пишет его биограф Б.М. Городецкий, “степная голая Расшеватка превратилась в цветущую, покрытую садиками станицу”, а плодовые деревца, посаженные и выращенные предприимчивым учителем, в народе стали называть “живиловками”.
Проживая в Расшеватке, К.Т. Живило с успехом использовал полученные им ранее разносторонние знания. Организовав при школе аптечку, он, насколько позволял его фельдшерский опыт, пытался помочь больным расшеватцам. Так, например, он излечил казачку Кожевникову, которая до этого шесть лет страдала от незаживающей язвы на ноге. В то время Кирилл Трофимович выполнял и важную функцию оспопрививания, что также способствовало улучшению здоровья станичников.
К.Т. Живило оказался не чужд и просветительства среди взрослого населения станицы. По воскресеньям он устраивал чтения церковной и исторической литературы, которые охотно посещали расшеватцы. При Вознесенской церкви он устроил хор певчих, которым сам и управлял. Осознавая растущую опасность, исходящую от различных сектантских течений, все более наводнявших Кубанскую область, К.Т. Живило всячески пытался противостоять расшеватским хлыстам, поморцам и прочим, раскрывая на воскресных беседах их еретические заблуждения и невежество. Несколько раз К.Т. Живило выступал поверенным от расшеватского общества по различным вопросам, отстаивая интересы станичников. Труды Кирилла Трофимовича на общественном и педагогическом поприще были не раз отмечены кубанскими властями. Так, в 1887 г. он удостоился благодарности от атамана Уманского военного отдела, генерала Венеровского за образцовое заведование 2-классным училищем. Через два года К.Т. Живило награждается серебряной медалью “За усердие”, а личный портрет устанавливается в Расшеватском училище в знак особого уважения к учителю. Позднее, в 1907 г., К.Т. Живило присваивается звание почетного старика ст.Расшеватской.
В конце XIX в. наблюдается дальнейшее благоустройство ст.Расшеватской, которое прежде всего отразилось на образовательной сфере. Уже в 1886 г. в 2-классном станичном училище обучалось 158 детей, но приоритет продолжал сохраняться в основном за мужской половиной населения (так, за все время существования училища, с 1857 по 1885 гг., в нем обучилось всего 16 девочек). Через несколько лет положение стало изменяться, ибо в октябре 1889 г. в ограде Вознесенской церкви была открыта церковноприходская школа, которую стали посещать как мальчики, так и девочки, а в 1890 г. расшеватские жительницы получили возможность приобрести знания в одноклассном женском училище.
Забота расшеватцев о подрастающем поколении прослеживается и по более поздним публикациям в местной периодической печати. Так, с ее страниц мы узнаем, что решением общества ст.Расшеватс-кой, принятым в 1896 г., предполагалось построить новое кирпичное помещение под 2 -классное мужское училище, а также квартиры для учителей. Заботы общества о получении юными расшеватцами знаний достаточно быстро стали приносить плоды. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г., в ст.Расшеватс-кой насчитывалось 763 казачьих семьи (2.860 душ мужского и 2.905 душ женского пола), причем грамотные имелись в 495-ти семьях (910 душ мужского и 88 душ женского пола). Иногородних в тот момент значилось 457 семей (1.131 душа мужского и 1.118 душ женского пола), и лица, владевшие грамотой, имелись в 181-й семье (244 души мужского и 57 душ женского пола).